Настольная игра «Бонанза» - история создания и другие игры Уве Розенберга
Автор: Дмитрий Вачедин
(Мнение Игроведа может не совпадать с мнением автора)
Дмитрий Вачедин
Что мы знаем о бобах? Иногда на них гадают, чаще едят – богаты белками. В последние годы вытеснены с полей отчизны картошкой. Упоминаются в фольклоре – «чужую беду на бобах разведу, а к своей ума не приложу». Помогли разбогатеть одному немецкому студенту. Стоп. На этой станции мы сойдем. В эпоху высоких технологий – состояние на бобах? Чистая правда! Впрочем, все по порядку.
Восьмидесятые годы. Маленький Уве Розенберг (Uwe Rosenberg) под музыку Дитера Болена играет в настольные игры с соседской детворой. Для любимых игр дети придумывают новые правила. «Моцарта настолок» из Уве не выходит, первые опыты, как он сам признается, были не слишком успешны. Движемся дальше, приходят девяностые. Студенческая пора – ура, девчонки, вечеринки! Факультет статистики – нет, пожалуй, тут не так весело. А что же с играми? Надо сказать, что девяностые годы были в Германии эпохой карточных игр, до появления «Колонизаторов» (1997) увлекательные настольные игры можно было пересчитать на пальцах. Пока дети играли в настолки, взрослые, потягивая холодное пиво, тасовали карточные колоды. Как раз в 1991 году, когда до смерти надоело наследие великого XIX века - покер и скат, появилась культовая игра «Тичу» («Tichu»), до сих пор занимающая почетное 36-е место в рейтинге крупнейшего сайта по настольным играм BoardGame Geek (те же «Колонизаторы» в нем лишь на 38-ом).
На волне успеха «Тичу» («Tichu») именно к придумыванию карточных игр обращаются лучшие умы игрового мира: год за годом выходят настоящие шедевры, из которых в России локализован на данный момент лишь едва ли не лучший образец – «Корова 006». И Вольфганг Крамер, и Райнер Книзиа, и прочие «маэстро» были в то время увлеченно заняты картами – можно с уверенностью сказать, что та эпоха по качеству и изобилию карточных игр была неповторимым явлением. Ныне в моде шикарно оформленные «эпические» настолки, а что до карточных игр небольшого формата – все лучшее в этом жанре было создано в девяностые. Вот к этому «карточному Клондайку» и примкнул в то время не расставшийся с детским увлечением студент Уве Розенберг (Uwe Rosenberg). Его «Marlowe» вошла в десятку лучших карточных игр 1993 года, что можно было бы назвать серьезной заявкой, если бы не дружное «фи», которое высказали творению избалованные любители карточных игр. Через пару лет снова неудача с игрой «Lifetime». Однако к тому времени контакты были завязаны, Уве стал своим в игровом мире и, придумав игру с родным для нас названием «Колхоз» («Kolchose»), он уже знал, кому ее отнести.
«Колхоз» так «колхоз», вышла же в том же году отличная карточная игра «Нет!» («Njet!»), в которую немцы играют до сих пор – почему бы им не поиграть и в «колхоз»? Играть – не работать. Однако редактору издательства «Amigo», в которое обратился Уве, давно не давала покоя идея о бобах-человечках, а тут представилась возможность реализовать ее на практике. Так скучные колхозные овощи превратились в развеселые бобы – по-немецки «Bohne», - а чуть позже в чью-то умную голову пришло гениальное название игры - «Bohnanza». Название было на слуху, английское слово «bonanza» означает что-то вроде неожиданной удачи, золотого месторождения («как вы яхту назовете, так она и поплывет»), так же назывался знаменитый американский сериал 60-ых. И никаких правовых споров – в английское «bonanza» было вставлена немецкая «h», придающая удаче бобовый оттенок. «Bohnanza»! «Неожиданная бобовая удача!» Сходу лучшая карточная игра года! Бобы вперед! А игра с названием «Njet!» и с медведем в шапке с советской звездочкой на обложке стала при всех своих достоинствах лишь седьмой. Ну, а бобы вечны. Кто же спорит?
Однако перейдем к предмету исследования. В «Бонанзе» игроки выращивают бобы на своих грядках и заодно торгуются, пытаясь, почти по завету кота Матроскина, «избавиться от чего-то ненужного, чтобы приобрести что-то нужное». Основным инновационным элементом «Бонанзы» стало правило, согласно которому запрещается менять расположение карт в руке (причем, кажется, бобам удалось монополизировать этот механизм – в иные игры он как-то не перешел). Пожалуй, это одна из самых громких и веселых карточных игр - шумные торги, угрозы и увещевания не стихают тут ни на минуту. Все это увлекает и заводит, если игроков и можно сравнить с колхозниками, то только с теми счастливыми, что были изображены на советских плакатах. Не удивительно, что по всему миру с тех пор было продано более двух миллионов экземпляров игры. Плюс, по меньшей мере, девять расширений и вариаций, некоторые из которых уже стали редкостью. «Бонанза» неожиданно легко для всех участников действа стала классикой. Пожалуй, даже слишком легко. Поскольку…
Поскольку Уве Розенберг (Uwe Rosenberg) вообще-то мечтал о другом. Он мечтал создавать сложные стратегические игры с обилием деталей, целые миры в коробках, а вместо этого прославился как создатель самой веселой игры десятилетия, распространяющейся по Германии со скоростью лесного пожара. Игры, которая пришлась по вкусу как взрослым, так и детям. Но его путь только начинался – успех «Бонанзы» позволил Уве стать профессиональным разработчиком игр, и следующие годы он оттачивал мастерство, выпуская по нескольку игр в год. Среди них были настоящие шедевры, как например «Babel» («Вавилон») (2001), однако настоящий коммерческий успех обходил Уве стороной. По его собственному признанию, все эти годы он жил и творил исключительно за счет успеха «Бонанзы». Понимаете ли, в интервью он не раз признавался в том, что основной мотивацией его работы является для него понятие бессмертия в самом практическом смысле – Уве необходимо было создать хотя бы одну игру, в которую люди будут играть после его смерти. И слава богу, что никто не сказал ему о том, что этой цели он достиг уже тогда, в 1997, когда стал главным в Германии специалистом по бобам.
Иначе, возможно, не было бы «Агриколы», игры, которая в 2007 году взорвала немецкий игровой мир. Это чрезвычайно сложная и разнообразная игра - более 300 деревянных деталей, 360 карт, куча международных призов и первое место в главном мировом рейтинге настольных игр (BGG) на данный момент. Снова грядки, снова выращивание овощей (выходит, от мыслей о колхозе избавиться довольно трудно) – от этой темы сложно «зажечься», однако, игра по популярности перегнала те, где игроки представали королями и рыцарями. Теперь Уве Розенберг (Uwe Rosenberg) – практически главная надежда европейского игрового мира, и готов, кажется, поставить своих стратегических гигантов в трехкилограммовых коробках на серийный поток (в 2008 году вышел «Le Havre», на подходе еще один «тяжеловес»).
Однако все в мире течет, все изменяется, выйдет из моды гигантомания, игровой мир снова обретет вкус к маленьким элегантным идеям. И на весах история маленькая бобовая игра несомненно перевесит то, что было создано Уве в последние годы. Это просто объяснить – «Бонанзу» очень любят дети. А детство бывает только раз в жизни, и то, во что он играл ребенком, человек запоминает на всю жизнь и передает своим детям (вот почему до сих популярны настолки начала века). Оказалось, дети любят выращивать бобы. А бобов в природе сотни, если не тысячи сортов, и большинство из них записаны в рабочую тетрадь Уве – «Бонанзе» постоянно требуются дополнения, а в игре принципиально используются только настоящие виды бобов. И дети автора этой статьи тоже будут играть в «Бонанзу» (юбилейное издание в жестяной банке способно продержаться и до внуков). Выходит, у каждого, кто испытывал тоску по бессмертию, есть повод позавидовать Уве. Лично я завидую.