История издания игры «Заяц и Ёж». Эволюция клетки Зайца, как элемента случайности

Автор: Владимир Максимов

Специально для любителей игры «Заяц и Ёж»

Игра «Заяц и Еж» (или «Заяц и Черепаха») впервые была издана в Великобритании в 1974 году издательством Intellect Games UK. И хотя само издательство перестало существовать, интерес к игре не утрачен, она до сих пор успешно издается в некоторых странах.

Изобретателем этой знаменитой игры является Девид Парлетт - писатель и ученый, занимающийся исследованием карточных и настольных игр. Он является автором множества книг по истории игр и самоучителей по различным карточным играм. Создание и издание игры Заяц и Ёж произошло удивительно быстро: 13 октября 1973 года Д. Парлетт придумал концепцию, а 20 октября состоялась первая партия. К 4 ноября Девид доработал механизм и состоялась вторая партия в игру. Вскоре игра была представлена для рассмотрения в специальную комиссию "Игры и Пазлы", а 17 декабря права на ее издание были переданы компании Intellect Games (UK). На полках магазинов игра оказалась в июне 1974 года.

Первое немецкое издание игры осуществила компания Ravensburger в 1978 году и именно это издание удостоено первой в истории премии «Spiel des Jahres» (Игра года в Германии). С момента создания игра переиздавалась множество раз, как минимум на 10 различных языках, и производство игры еще ни разу не прекращалось. Также известно о двух пиратских изданиях: «Zajic a Jezek» в Чехии (здесь морковь была зменена на яблоки) и «La Carrera de la Liebre y la Tortuga» в Южной Америке.

Игра уникальна и по праву относится к классике настольных игр. О ее механизме вы можете прочитать в обзоре игры Заяц и Ёж в сайте Игроведа, цель этой статьи рассказать об отличиях в различных изданиях этой игры.

Правила игры в общем одинаковы для всех версий, за исключением небольших различий, по которым можно выделить 4 варианта:

  1. 1974 год - первое издание Intellect Games UK
  2. 1979 год - Ravensburger
  3. 1987 год - Gibson Games; 2000 год - Abacus / Rio Grande / 999Games
  4. 2008 год - Ravensburger (снова!! спустя 29 лет)

Принципиальные различия

Клетка Зайца

Это единственный элемент случайности в игре. Если Вы хотите, чтобы в игре не было случайностей - просто договоритесь с участниками не становиться на эту клетку. По мнению автора этот элемент оказывает наименьшее влияние случайности именно в последнем издании игры от Ravensburger.

В изначальном замысле Д. Парлетта игрок, попав на клетку Зайца, должен бросить кубик и выпавшее число (от 1 до 6) прибавить к текущему положению в гонке (1, 2, 3 и т.д.), затем выполнить соответствующее полученному числу действие, которое в большей степени должно способствовать отстающим игрокам и в меньшей лидерам гонки. Издательство Intellect посчитало, что в этой игре не должно быть кубика и внесло изменения по которым игрок, попав на клетку Зайца, должен был взять в темную одну из карт, которые были пронумерованы от 1 до 6. В компании Ravensburger в 1979 году пошли еще дальше, предложив игрокам тянуть специальную карту Зайца и выполнять ее условия, которые к слову сказать предоставляли равные преимущества как лидерам так и отстающим в гонке. Единственными кто согласился и реализовал изначальную идею автора были издательства Gidson и Abacus. В последнем издании игры (2008 год) автор попытался объединить обе идеи и теперь инструкции карт Зайца в большей степени полезны отстающим игрокам.

Итак, различные варианты действия клетки Зайца:

I. Игрок бросает кубик, прибавляет выпавшее число к своему текущему рангу в гонке и выполняет действие:

  1. Отойти назад до первой свободной клетки Зайца (если есть);
  2. Пропустить следующий ход;
  3. Отойти назад до первой свободной клетки Моркови (если есть);
  4. Взять 10 морковок из банка или положить в банк 10 морковок;
  5. Привести запас морковок к 65 шт. (Игрок должен вернуть в банк морковь сверх этого числа или получить из банка недостающее количество);
  6. Бесплатный ход (Игрок возвращает из банка морковь, которую он только что отдал, чтобы совершить ход);
  7. Отдать половину своих морковок (если полученное число не целое, округлите в меньшую сторону);
  8. Дополнительный ход;
  9. Пройти бесплатно вперед до первой свободной клетки Моркови (если есть);
  10. Съесть салат (Если у игрока есть карты Салата, он действует так, как если бы попал на клетку Салата);
  11. Привести запас морковок к 65 шт.

II. Игрок бросает кубик и действует в соответствии с его значением и в зависимости от своего положения в гонке:

Значе-
ние кубика
Текущая позиция игрока в гонке
1. 2. 3. 4. 5. 6.
1 Пропустить следующий ход Пропустить следующий ход Пропустить следующий ход Пропустить следующий ход Пропустить следующий ход Пропустить следующий ход
2 Пройти назад на клетку с изобра-
жением морковки
Пройти назад на клетку с изобра-
жением морковки
Пройти назад на клетку с изобра-
жением морковки
Пройти назад на клетку с изобра-
жением морковки
Пройти вперед на клетку с изобра-
жением морковки
Пройти вперед на клетку с изобра-
жением морковки
3 Пройти назад на 1 позицию Пройти назад на 1 позицию Пройти назад на 1 позицию Пройти вперед на 1 позицию Пройти вперед на 1 позицию Пройти вперед на 1 позицию
4 «+/- 10» морковок «+/- 10» морковок Бесплатный ход Бесплатный ход Бесплатный ход Бесплатный ход
и
«+/- 10» морковок
5 «-» 1 карта «Морковь» «-» 1 карта «Салат» «-» 1 карта «Салат» «-» 1 карта «Салат» «-» 1 карта «Салат» «-» 1 карта «Салат»
6 Дополни-
тельный
ход
Дополни-
тельный
ход
Дополни-
тельный
ход
Дополни-
тельный
ход
Дополни-
тельный
ход
Дополни-
тельный
ход

Пропустить следующий ход:
Игрок должен сразу перевернуть свою фишку, в следующем туре игрок возвращает фишку в обратное положение, но не совершает хода и только в следующем туре игрок совершает ход.

«+/- 10» морковок:
Игрок, по своему выбору, должен взять из банка или положить в банк «10» морковок. В следующем туре игрок совершает ход.

Пройти вперед на клетку с изображением моркови:
Игрок перемещает свою фишку вперед на свободную клетку с изображением моркови, независимо от того, сколько клеток предстоит пройти.

Пройти назад на клетку с изображением моркови:
Игрок перемещает свою фишку назад на первую свободную клетку с изображением моркови, независимо от того, сколько клеток предстоит пройти.

Пройти вперед на 1 позицию:
Игрок перемещает свою фишку вперед на первую свободную клетку, следующую за фишкой игрока, занимающего в гонке вышестоящую позицию. Если несколько фишек других игроков оказываются стоящими сразу друг за другом, игрок перемещает свою фишку на первую свободную клетку, следующую за их фишками, и затем выполняет действие, соответствующее этой клетке.
Помните, что в этом случае нельзя ставить фишку на клетку салата, если у игрока нет салатных карт и на клетку ежа.

Пройти назад на 1 позицию:
Игрок перемещает свою фишку назад на первую свободную клетку, следующую за фишкой игрока, занимающего в гонке нижестоящую позицию. Если несколько фишек других игроков оказываются стоящими сразу друг за другом, игрок перемещает свою фишку на первую свободную клетку позади их фишек, и затем выполняет действие, соответствующее этой клетке.
Помните, что в этом случае нельзя ставить фишку на клетку салата, если у игрока нет салатных карт и на клетку ежа.

«-» 1 карта «Салат»:
Игрок выполняет все действия, как если бы он оказался на клетке с изображением салата. Другими словами игрок должен немедленно перевернуть свою фишку обратной стороной. В течение следующего своего хода игрок переворачивает фишку обратно, сбрасывает одну карту «Салата» (карта убирается в коробку) и получает из банка морковки в количестве равном десятикратному значению текущей позиции этого игрока в гонке, при этом игрок не перемещает фишку. Игрок должен сделать ход своей фишкой в следующем туре.
Игрок, занимающий первое место, получит «10» морковок; второе – «20»; третье – «30» и так далее.
Если у игрока нет салатных карт, он тем не менее пропускает один тур, но при этом не получает из банка компенсацию за салатную карту.

«-» 1 карта «Морковь»:
Игрок отдает в банк карту с «1» морковью. В следующем туре игрок совершает обычный ход.

Бесплатный ход:
Игроку возвращают из банка морковь, которую он только что отдал, чтобы совершить ход.

Дополнительный ход:
Игрок должен сразу совершить дополнительный ход по общим правилам. Другими словами игрок должен пойти своей фишкой и выполнить действие, предусмотренное клеткой, на которой она окажется.

III. Игрок берет из стопки специальную карту Зайца и выполняет ее условия:

Значение карты Пояснение
Отдайте по 10 морковок каждому игроку, отстающему от вас в гонке.
(2 карты)
Если у Вас нет достаточного количества отдайте по 5 морковок, но если и в таком случае морковок не хватает, то по 1.
Игрок, который не хочет получать дополнительные морковки может сбросить их в банк.
Пропустите следующий ход, если на игровом поле позади вас фишек других игроков больше, чем впереди.
(2 карты)
Если фишек перед вами больше, а также в случае равенства – следующий ход вы не пропускаете.
Приведите количество морковок в своем запасе к 65.
(2 карты)
Если у вас в запасе больше 65 морковок – верните морковь сверх этой суммы в банк.
Если у вас в запасе меньше 65 морковок – восполните свой запас из банка до этой суммы.
Получите по 10 морковок за каждую карту «салата», находящуюся у вас в руках.
Если у вас не осталось карт «салата» - пропустите следующий ход.
(2 карты)
-
Верните в банк половину своего запаса морковок.
(2 карты)
Если количество морковок нечетное, оставьте себе одну морковку и отдайте половину от четной суммы.
Например: У игрока 79 марковок, он оставляет одну морковку себе и возвращает в банк половину от 78 = 39 марковок.
Бесплатный ход.
(2 карты)
Игроку возвращают из банка количество морковок, которое он затратили для этого хода.
Покажите другим игрокам свои морковные карты и сообщите их количество.
(2 карты)
-
Перетасуйте карты зайца и получите за это от каждого игрока по 1 морковке.
(1 карта)
Эту карту нужно перемешать вместе с остальными картами.

Условия Финиша

В изначальном варианте игрок мог финишировать, только при условии, что у него на руках не более 20 морковей. Со временем автор изменил это правило и теперь игрок, финиширующий первым, должен иметь не более 10 морковок, вторым - не более 20, третьим - не более 30 и т.д.

Беговая дорожка

Переработке и изменению подвергалась и сама беговая дорожка, и наиболее значительно в издании Gibson Games. Изначально первая клетка с салатом (или капустой, кому как нравится) находилась 7 от начала, так что она была легко доступна для игрока делающего ход первым, что сразу давало ему серьезное преимущество. Автор обратил на это внимание и в 1987 году перенес салат на 10 клетку, сделав ее все еще доступной для первого хода, но уже менее привлекательной из-за его стоимости. Это изменение повлекло за собой ряд других перестановок, в т.ч. был изменен порядок последних четырех клеток перед финишем.

Вот сравнительные данные первых 10 и последних 4 клеток для различных изданий игры:
З = Заяц; М = Морковь; С = Салат; Ё = Еж (или Черепаха); «1» - число.

Intellect/Ravensburger-79/Waddingtons:
З М З "3" М З С Ё "4" "2" > "2" З С З
Gibson/Abacus/Ravensburger-08:
З М З "3" М З "1" "2" "4" C > "1" М З М

Владимир Максимов
08.02.2009 г.


При написании данной статьи использовались материалы с сайта автора игры:
http://www.davidparlett.co.uk/haretort/
А также фотографии с сайтов BoardGameGeek.com и Игровед
Некоторую дополнительную информацию можно узнать по следующим ссылкам:
http://jeuxsoc.fr/?principal=/l/lievr.php?
http://www.thegamesjournal.com/articles/Hare&Tortoise.shtml