Самые древние настольные игры в истории
За много лет до нашей эры в разных цивилизациях уже использовались прародители настольных игр, причем не только как возможность развлечься и отдохнуть, но и как способ культурного и религиозного воздействия. Только представьте, ведь некоторые игры существовали еще до того, как была изобретена письменность!В этой статье мы расскажем вам о самых древних и необычных (а иногда, наоборот, вполне узнаваемых) древних настольных играх.
Сенет – это одна из самых древних настолок в мире. Историки находили такие игры в гробницах фараонов и других захоронениях, которые датировались вплоть до 2500 года до нашей эры. Изначально игра была придумала как простое развлечение, но вскоре среди народов Египта она приобрела и сакральное значение – она символизировала круговорот жизни и смерти, а также перерождение. Игровой процесс Сенета – это гонка, в которой фишки игроков ходят по извилистому маршруту игрового поля, перепрыгивая через противников. Также на поле есть пять клеток с особыми эффектами, так называемые «главные дома Сенета».
Манкала – еще одна невероятно старая игра, которая была распространена по всему миру (ученые находили вариации этих игр в Африке, Азии и Центральной Америке). Эта игра также носила не просто развлекательный характер, но служила своеобразным молебном о хорошем урожае. Суть игры сводится к тому, что игроки по очереди засевают лунки зернышками. Каждый ход игрок берет все зерна одной из лунок и распределяет их по следующим лункам, при этом захватывая зерна противника. Соответственно, цель игры – забрать как можно больше зерен (камней) соперника и посеять как можно больше своих зерен.
Чатуранга – игра, которую принято считать прародителем современных шахмат. Версии этой игры археологи находили по всей Азии – в Китае, Корее, Индии и даже Таиланде. Играть можно было как вдвоем, так и пара на пару. Игра представляла собой тактическое сражение на поле боя, в котором участвовало 4 вида войск – слоны, колесницы, конница и пешие солдаты. Полные правила обнаружить так и не удалось, но отрывочные описания движений некоторых фигур, несомненно, указывают на родство с шахматами, появившимися позднее.
Царская Ура (или Игра двадцати квадратов) – настольная игра возрастом около 2500 лет до н.э., родом из Месопотамии. Как и все древние игры, со временем стала носить не только развлекательное, но и духовное значение – считалось, что в процессе игры участникам передаются послания богов и отрывки из будущего. Игровой процесс похож на Сенет – нужно бросать кости и двигать фишки на другую сторону игрового поля. В игре использовалось как стратегические мышление, так и элемент удачи. Царскую Уру часто сравнивают с современными нардами.
Пачиси (он же Чаупар) – еще одна индийская игра, появившаяся, по некоторым данным, аж 4000 лет назад. Игра представляет собой крестообразное поле, по которому перемещаются фишки игроков. Скорость движения фишки определяется броском специальных костей-раковин. Задача игрока – быстрее соперников обойти своими фишками периметр поля и вернуть их в «дом». На Западе эта игра известна под названием Ludo.
Vaikuntapaali – игра, придуманная в 16-м веке в Индии и известная в остальном мире под именем Лила (а в Советском союзе и Америке 20-го века - еще и под названием Змеи и лестницы). С помощью этой игры простым индийским обывателям прививали нормы морали и религиозности. Игроки передвигали фишки по полю в попытках первым добраться до конца маршрута. При наступлении на определенные клетки поля срабатывал их эффект. Поднятие вверх по лестнице олицетворяло все доброе и возвышенное вплоть до просветления. Напротив, скатывание вниз по змеиному хвосту – это метафора злых и порочных поступков, отдаляющих человека от просветления и наносящих духовному началу каждого человека серьезный ущерб.
Хнефатафл – это это древняя игра скандинавских народов, несправедливо забытая из-за роста популярности шахмат в Европе. Игру считают древним и более простым предком шахмат (которые и сами были изобретены много веков назад). Именно в Хнефатафл когда-то играли викинги, выискивая грандиозные победные стратегии и впоследствии используя их в настоящих битвах. В отличие от шахмат, игроки здесь начинают игру в разных положениях на доске и с разными целями. Задача белых, расположенных в середине поля - уберечь короля и вывести его с поля боя, доведя до одного из углов. Задача черных - взять короля в плен.
Мельница – логическая игра, популярная в средневековой Европе и даже Древней Руси. Также известна под названием «Девять пляшущих мужчин». Игра ведется на квадратном поле с помощью девяти круглых черных и белых фишек, а задача игроков – убрать с поля все фишки противника. Как только игрок выставил в ряд свои 3 фишки («построил мельницу»), он получает право забрать с поля любую фишку соперника. Проигрывает тот, у кого осталось меньше трех фишек или кто не может больше сделать ни одного хода.
Landlord’s Game (Игра лендлорда) – это прародитель Монополии, увидевший свет в 1903 году. По краям квадратного игрового поля были написаны названия предприятий, доступных для покупки игрокам, а также в игре имелись железные дороги и тюрьма. Клетки по углам поля давали вставшим на них игрокам дополнительный доход. Правда же, все это выглядит очень узнаваемым? Как бы то ни было, эту игру придумали аж за 30 лет до известной всему миру Монополии, и, хотя ее нельзя назвать действительно древней игрой, ее роль родителя Монополии все-таки очень интересна.